Чтобы предоставлять услуги с помощью BILLmanager, важно знать, как этот процесс реализован в системе.
Цель статьи — познакомить администратора с общими принципами предоставления и обработки услуг.
Общий алгоритм обработки услуг
BILLmanager обеспечивает клиентам удобную платформу выбора и заказа услуг. При этом BILLmanager не предоставляет никаких услуг. После заказа услуги клиентом BILLmanager отправляет API-запрос на создание услуги в стороннюю панель управления — этот процесс называется обработка услуги.
Например, клиент хочет приобрести доменное имя. В своем личном кабинете он выбирает зону доменного имени (.com, .ru, .net и т.д.) и указывает необходимые для заказа данные. BILLmanager использует эти данные для формирования API-запроса к панели управления выбранного регистратора доменов — WebNames, например. Панель управления WebNames получает запрос от биллинга, обрабатывает его и на основе полученных данных предоставляет доменное имя. Как только домен будет зарегистрирован, BILLmanager поменяет статус услуги, получит необходимые данные от регистратора и отправит клиенту уведомление о том, что услуга готова к использованию.
Средства обработки услуг
Модуль обработки — алгоритм, по которому биллинговая система формирует API-запрос к стороннему продукту. BILLmanager можно интегрировать со сторонними продуктами и для каждого отдельного продукта используется уникальный модуль обработки. Все модули обработки заложены в BILLmanager изначально.
В web-интерфейсе биллинговой системы модуль обработки представляется такой сущностью, как обработчик услуг. Обработчик содержит в себе всю информацию для обработки услуги:
- тип услуги (например, виртуальный сервер, доменное имя или выделенный сервер);
- модуль обработки;
- данные для интеграции со сторонней панелью управления;
- собственные настройки (наименование, дата-центр, ответственный отдел и др.).
Обработчик услуг определяет, какой модуль обработки использовать и от имени какой учётной записи формировать запрос на предоставление услуги.
Тарифный план
Клиент провайдера BILLmanager не знает про существование элементов, описанных выше. Для клиента при заказе услуги существует только одна сущность — тарифный план.
Тарифный план для клиента — это набор ресурсов, которые ему предлагают за конкретную стоимость.
Тарифный план для администратора — это настраиваемый шаблон создания услуги.
Настройку тарифного плана условно можно разделить на две части:
- параметры обработки услуги — все данные, которые используются при создании обработчика услуг:
- тип услуги;
- модуль обработки;
- данные интеграции со сторонним продуктом и т.д.;
- параметры набора предоставляемых ресурсов — список ресурсов, которые необходимо предоставить, например:
- дисковое пространство;
- размер оперативной памяти;
- частота процессора и т.д.
Подробнее см. статью Создание, настройка, архивация тарифа.
Шаблон учётной записи
Набор предоставляемых ресурсов определяет шаблон учётной записи. Шаблон учётной записи настраивается в сторонней панели управления. Он определяет какие ресурсы необходимо выделять и в каком количестве.
Например, в ISPmanager (услуги виртуального хостинга) есть раздел Шаблоны, в нём можно создавать шаблоны учётных записей. Есть два созданных шаблона с параметрами:
-
- StarterPack, максимальное количество баз данных — 5;
- AdvancedPack, максимальное количество баз данных — 10.
При этом есть BILLmanager, который интегрирован с ISPmanager и имеет два тарифа:
-
- Стартовый тариф. Шаблон учётной записи — "StarterPack";
- Расширенный тариф. Шаблон учётной записи — "AdvancedPack".
Если пользователь закажет услугу виртуального хостинга по тарифу "Стартовый тариф", он сможет управлять только пятью базами данных. С тарифом "Расширенный тариф" максимальное количество доступных баз данных — десять.
Не все услуги создаются на основе шаблона учётной записи, его использование зависит от типа продукта и модуля обработки. В случаях, когда шаблон не используется, BILLmanager передаёт сторонней панели управления набор ресурсов, определённый в модуле обработки. Количество каждого ресурса определяется на странице дополнений к тарифному плану. Подробнее см. Настройка содержания тарифа.
Например, услуга "Виртуальный сервер" в связке BILLmanager + VMmanager создается с использованием шаблона. При создании виртуальной машины биллинговая система передаёт VMmanager название шаблона VM (сущность на стороне VMmanager) и дополнительные параметры, если они определены в тарифном плане.
Та же услуга "Виртуальный сервер" в связке BILLmanager + vCloud Director не использует шаблон для создания машины. При создании виртуальной машины BILLmanager передаёт vCloud Director набор необходимых параметров — количество дискового пространства, размер оперативной памяти и т.д.
Автоматическая обработка
После того, как клиент закажет и оплатит услугу, её статус изменится на "Обрабатывается". Это подразумевает, что модуль обработки запустит процесс открытия услуги и она будет создана в панели управления регистратора.
Процесс открытия услуги виден на странице Инструменты → Текущие операции. Если операция завершится ошибкой, информация по ошибке будет отображена на этой же странице. Вы можете посмотреть лог ошибки или перезапустить операцию. Раз в пять минут операции перезапускаются автоматически.
Если операция завершается ошибкой несколько раз, то она переводится в ручную обработку и создаётся Задача. Тогда вы можете вручную запустить операцию или открыть услугу на сервере самостоятельно:
- Перейдите в раздел Инструменты → Задачи.
- Найдите задачу по открытию услуги → кнопка Изменить → кнопка Взять задачу.
- Заполните информацию по услуге → кнопка Закрыть задачу.
После этого услуга перейдет в статус "Активна", а клиенту отправится уведомление об открытии услуги.
Модуль обработки "Ручная обработка"
Если не нашлось подходящего модуля обработки для услуги, вы можете использовать модуль обработки "Ручная обработка". В таком случае, на каждую операцию будет создаваться Задача.
Задачи направляются в отдел, указанный в настройках обработчика услуг. Сотрудники, которые состоят в этом отделе, увидят новую задачу. Сотрудник берёт задачу на себя, выполняет описанные в задаче действия, заполняет поля и закрывает задачу. Услуга после этого переходит в необходимое состояние. Подробнее о задачах.