Чтобы предоставлять услуги с помощью BILLmanager, важно знать, как этот процесс реализован в системе.
Главная цель данной статьи — познакомить администратора с общими принципами предоставления и обработки услуг.
Общий алгоритм обработки услуг
Биллинговая система обеспечивает клиентам удобную платформу выбора и заказа услуг. При этом, она не предоставляет никаких услуг. После заказа услуги клиентом, BILLmanager отправляет API-запрос на создание услуги в стороннюю панель управления — этот процесс называется обработка услуги.
Например, клиент хочет приобрести доменное имя. В своем личном кабинете он выбирает зону доменного имени (.com, .ru, .net и подобные) и заполняет все данные, необходимые для заказа. BILLmanager использует эти данные для формирования API-запроса к панели управления выбранного регистратора доменов — WebNames, к примеру. Панель управления WebNames получает запрос от биллинга, обрабатывает его и на основе полученных данных предоставляет доменное имя. Как только домен будет зарегистрирован, BILLmanager поменяет статус услуги, получит необходимые данные от регистратора и отправит клиенту уведомление о том, что услуга готова к использованию.
Средства обработки услуг
Модуль обработки — алгоритм, по которому биллинговая система формирует API-запрос к стороннему продукту. BILLmanager можно интегрировать с тридцатью сторонними продуктами и для каждого отдельного продукта используется уникальный модуль обработки. Все модули обработки заложены в BILLmanager изначально.
В web-интерфейсе биллинговой системы, модуль обработки представляется такой сущностью, как обработчик услуг. Обработчик содержит в себе всю информацию для обработки услуги: тип услуги (например, виртуальный сервер, доменное имя или выделенный сервер), модуль обработки, данные для интеграции со сторонней панелью управления и собственные настройки (наименование, дата-центр, ответственный отдел).
Обработчик услуг однозначно определяет, какой модуль обработки стоит использовать и от имени какой учетной записи формировать запрос на предоставление услуги.
Тарифный план
Конечный пользователь BILLmanager не знает про существование элементов, описанных выше, и не должен. Для клиента, при заказе услуги, существует только одна сущность — тарифный план. Тарифный план для пользователя — это набор ресурсов, которые ему предлагают за конкретную стоимость. Тарифный план для администратора — это настраиваемый шаблон создания услуги.
Настройку тарифного плана условно можно разделить на две части: параметры обработки услуги и параметры набора предоставляемых ресурсов.
- Параметры обработки услуги — все данные, используемые при создании обработчика услуг, а именно: тип услуги, модуль обработки, данные интеграции со сторонним продуктом.
- Параметры набора предоставляемых ресурсов — список ресурсов, которые необходимо предоставить: дисковое пространство, размер оперативной памяти, частота процессора и тому подобное.
За параметры обработки услуги отвечает обработчик услуг. Поэтому для каждого тарифа необходимо назначить хотя бы один обработчик услуг.
Шаблон учетной записи
Набор предоставляемых ресурсов определяет шаблон учетной записи. Шаблон учетной записи настраивается в сторонней панели управления. Он определяет какие ресурсы необходимо выделять и в каком количестве.
Например, в ISPmanager (услуги виртуального хостинга) есть раздел Шаблоны, в нем можно создавать шаблоны учетных записей. Допустим, имеется два созданных шаблона с некоторыми параметрами:
- StarterPack, максимальное количество баз данных — 5;
- AdvancedPack, максимальное количество баз данных — 10.
При этом имеется BILLmanager, который интегрирован с ISPmanager и имеет два тарифа:
- Стартовый тариф. Шаблон учетной записи — "StarterPack";
- Расширенный тариф. Шаблон учетной записи — "AdvancedPack".
Таким образом, если пользователь закажет услугу виртуального хостинга по тарифу "Стартовый тариф", то он сможет управлять только пятью базами данных. С тарифом "Расширенный тариф" — максимальное количество баз данных — десять.
Не все услуги создаются на основе шаблона учетной записи, его использование зависит от типа продукта и модуля обработки. В случаях, когда шаблон не используется, BILLmanager передает сторонней панели управления набор ресурсов, определенный в модуле обработки. Количество каждого ресурса определяется на странице дополнений к тарифному плану.
Например, услуга "Виртуальный сервер" в связке BILLmanager + VMmanager создается с использованием шаблона. При создании виртуальной машины биллинговая система передает VMmanager название шаблона VM (сущность на стороне VMmanager) и дополнительные параметры, если они определены в тарифном плане.
Та же услуга "Виртуальный сервер" в связке BILLmanager + vCloud Director не использует шаблон для создания машины. При создании виртуальной машины BILLmanager передает vCloud Director набор необходимых параметров — количество дискового пространства, размер оперативной памяти и т.д.
Автоматическая обработка
После того, как клиент закажет и оплатит услугу, её статус изменится на "Обрабатывается". Это подразумевает, что модуль обработки запустит процесс открытия услуги и она будет создана в панели управления регистратора.
Процесс открытия услуги виден на странице Инструменты → Текущие операции. Если операция завершится ошибкой, информация по ошибке будет отображена на этой же странице. Можно посмотреть лог ошибки или перезапустить операцию. Раз в пять минут операции перезапускаются автоматически.
Если операция завершается ошибкой несколько раз, то она переводится в ручную обработку и создается Задача. В таком случае, можно вручную запустить операцию или открыть услугу на сервере самостоятельно. Для этого необходимо найти задачу по открытию услуги, взять ее на себя, заполнить информацию по услуге и закрыть задачу. После этого услуга перейдет в статус "Активна", а клиенту отправится уведомление об открытии услуги.
Схематичное изображение
Ручная обработка
Если не нашлось подходящего модуля обработки для услуги, то можно использовать модуль обработки "Ручная обработка". В таком случае, на каждую операцию будет создаваться Задача.
Задачи направляются в отдел, указанный в настройках обработчика услуг. Сотрудники, которые состоят в этом отделе, увидят новую задачу. Сотрудник берет задачу на себя, выполняет описанные в задаче действия, заполняет поля и закрывает задачу. Услуга после этого переходит в необходимое состояние. Подробнее о задачах.