Российскому многофункциональному холдингу — российская платформа виртуализации
О заказчике
ООО «Технопарк» — российский многофункциональный холдинг, который занимается арендой и управлением собственного или арендованного недвижимого имущества, арендой и лизингом легковых и грузовых автомобилей, обработкой и утилизацией неопасных отходов.
Среди основных клиентов — государственные учреждения, министерства и ведомства.
Головной офис компании находится в Тамбове. Часть сотрудников базируется в Липецкой и Тамбовской областях.
Исходные данные до начала проекта
До осени 2023 года ИТ-инфраструктура заказчика представляла собой виртуальную среду, развёрнутую на собственной геораспределенной сети серверов, под управлением платформы аппаратной виртуализации Hyper-V от Microsoft.
Однако с 30 сентября 2023 года американская корпорация прекратила продление лицензий на софт российским корпоративным пользователям. Это стало катализатором для поиска программных решений среди отечественных производителей.
Цель и задачи проекта
Заказчику требовалась новая платформа виртуализации, которая:
- сможет эффективно и без потери качества закрыть функциональные возможности софта ушедшего зарубежного вендора;
- отвечает современным требованиям российского рынка и законодательства, в том числе в контексте импортозамещения;
- оптимизирует бизнес-процессы и ресурсы компании (автоматизирует рутинные операции, снижает затраты, упрощает работу с ИТ-системой и т.д.);
- имеет высокую масштабируемость (для гибкого наращивания ИТ-ресурсов и запуска будущих проектов).
В рамках этих требований заказчик выделил несколько важных пунктов, влияющих на выбор нового софта:
- «безболезненная» интеграция с уже существующим в компании оборудованием и программным обеспечением;
- высокий уровень отказоустойчивости для обеспечения бесперебойной работы сервисов и баз данных;
- понятное руководство для инженеров и системных администраторов по эксплуатации с доступной технической информацией;
- возможность дальнейшей виртуализации рабочих мест (VDI), чтобы сотрудники из удалённых регионов могли работать в единой виртуальной среде.
Выбор решения: почему VMmanager
Сопоставив исходные требования к платформе виртуализации и имеющиеся на отечественном рынке предложения, заказчик остановил выбор на разработке от ISPsystem — платформе VMmanager.
Этот программный продукт устанавливается на физический или виртуальный сервер заказчика. Он имеет микросервисную асинхронную архитектуру, что позволяет добавлять новые функциональные возможности в максимально быстрые сроки и с незначительными изменениями, повышать отказоустойчивость и использовать его при больших нагрузках.
Платформа является интеллектуальной собственностью компании ISPsystem, входит в Единый реестр российского ПО и совместима с российскими ОС, что гарантирует её высокую работоспособность среди российских заказчиков и устойчивость к санкционным рискам.
Среди знаковых конкурентных преимуществ платформы:
- предоставление удобного портала самообслуживания и администрирования;
- наличие REST open API для интеграции практически с любым сторонним ПО;
- возможность предоставлять клиентам сервис готовых приложений по модели SaaS (ПО как услуга);
- поддержка Terraform — для автоматизации управления инфраструктурой работы по модели IaC (инфраструктура как код);
- поддержка IaaS (инфраструктуры как сервис) — пользователи могут конфигурировать частные сети и создавать изолированную облачную инфраструктуру;
- тесная двусторонняя интеграция с системами мониторинга (Grafana, Zabbix, Nagios, Loki) — для контроля над инфраструктурой и анализа инцидентов;
- живая миграция ВМ между узлами кластера и работающих дисков ВМ между хранилищами — для проведения планового обслуживания сервера без прерывания сервисов;
- управление IP-адресами;
- возможность работать в геораспределенной инфраструктуре: организовать кластер по географической расположенности, по проектам, по оборудованию;
- сокращение ресурсов на администрирование инфраструктуры за счёт автоматизации рутинных операций и удобного управления из графического интерфейса.
Реализация проекта
Чтобы разобраться в тонкостях виртуализации с VMmanager, ознакомиться с функциональными возможностями платформы и проверить, насколько просто и быстро возможно интегрировать софт с сервисами «Технопарка», инженеры заказчика совместно со специалистами ISPsystem собрали тестовый стенд.
После успешного завершения тестирования платформа была введена в промышленную эксплуатацию. Этот процесс занял два месяца.
Практическое применение и особенности решения в проекте
Готовые интеграции из «коробки»
VMmanager заменяет целый комплекс инструментов для работы с виртуальной инфраструктурой и имеет встроенные интеграции с различными операционными системами и программами (1С, WHMCS, Swagger, Zabbix, Grafana, Nagios, ClickHouse, Telegram и другими).
Также VMmanager имеет встроенную библиотеку с более чем 60 готовыми образами операционных систем. Для установки из библиотеки достаточно выбрать интересующую ОС, и система автоматически загрузит и развернёт образ. Это позволяет снижать время будущих установок и сокращать количество рутинных операций.
Для мониторинга своих аппаратных и программных ресурсов заказчик использует систему Zabbix. Её технологическая совместимость с платформой VMmanager упрощает внедрение продукта, уменьшает трудозатраты при его обслуживании и позволяет централизованно осуществлять мониторинг всей инфраструктуры — как физической, так и виртуальной — с помощью одного универсального решения.
Настроить отображение всех необходимых метрик в виде графиков и диаграмм в VMmanager позволяет система мониторинга и визуализации Grafana. За счёт этого команда заказчика может отслеживать изменение показателей в режиме реального времени и получать уведомления об инцидентах в мессенджерах или на почту.
Совместно с сервером управления виртуализацией Termidesk VMmanager может закрывать задачу управления виртуальными рабочими местами (VDI) под ключ и реализовывать терминальный доступ сотрудников «Технопарка» к сервисам компании.
Подходит для импортозамещения
VMmanager закрывает задачу в реализации программы импортозамещения — платформа входит в единый реестр российских программ для ЭВМ и баз данных, совместима с сертифицированной российской операционной системой Astra Linux и имеет лицензию ФСТЭК.
Это актуально для «Технопарка», который работает с государственными учреждениями и госкомпаниями на значимых объектах критической информационной инфраструктуры — для обеспечения высоких стандартов информационной безопасности данных, в том числе защиты гостайны.
Высокая масштабируемость
VMmanager позволяет с лёгкостью масштабировать ресурсы в зависимости от потребностей бизнеса — добавлять узлы в кластер и расширять их производительность, увеличивать количество ВМ и их конфигурацию. За счёт масштабируемости платформы заказчик получил возможность быстро увеличивать производительность как всей своей инфраструктуры, так и отдельных её сервисов.
Обеспечение готовой ИТ-экосистемой и увеличение business value
Интеграции платформы с российским ПО из портфеля «Группы Астра» (RuBackup; ALD Pro; Termidesk), и продуктами ISPsystem (BILLmanager, DCImanager и др.) позволяют контролировать весь стек технологий от операционной системы до приложений и сервисов и обеспечивать компании цифровую независимость и конкурентоспособность на внутреннем рынке.
Заказчик также может реализовывать дополнительные бизнес-услуги, увеличивая средний чек. Например, в интеграции с BILLmanager платформа может обеспечивать автоматизированную выдачу виртуальных серверов клиентам, регистрировать клиентов и вести учёт их финансов, тарифицировать услуги, принимать платежи.
Русскоязычная техническая поддержка и документация
На связи с заказчиком в течение всего процесса реализации — от тестирования и перехода в эксплуатацию до настройки решения — регулярно был сотрудник службы поддержки ISPsystem. Это позволило оперативнее запустить проект и решить возникающие вопросы в индивидуальном порядке.
Наличие русскоязычной документации помогло сократить время на поиск и обработку информации и дало лучшее понимание работы с продуктом, так как документ составлен с учётом обратной связи от русскоязычного сообщества пользователей.
Итоги и планы
Успешный переход с зарубежного аналога на российскую платформу виртуализации позволил заказчику полностью закрыть задачу оптимизации бизнеса в условиях санкционного давления и программы импортозамещения.
Сегодня большая часть сервисов «Технопарка» работает в виртуальной среде, развёрнутой с помощью VMmanager. Среди сервисов, перенесённых на виртуальные серверы, программы 1С, система мониторинга ИТ-инфраструктуры Zabbix, контроллер домена PDC, программы по инвентаризации оборудования, базы данных и другие.
Управление инфраструктурой происходит централизованно из единого окна и удобного графического интерфейса, что позволяет автоматизировать рутинные операции, упростить задачи администрирования ИТ-ресурсами, обеспечить их отказоустойчивость и повысить производительность.
Также за счёт использования платформы заказчику удалось оптимизировать расходы на поддержание и эксплуатацию ИТ-инфраструктуры. Инженеры проекта смогли утилизировать старые серверы, освободив места в стойке и разместив на одном юните несколько десятков виртуальных серверов, что в свою очередь привело к снижению общих затрат на электроэнергию и повышению КПД охлаждающих серверных систем.
А благодаря автоматизированному развёртыванию тестовых стендов любой сложности на практически любых операционных системах в VMmanager ИТ-команда заказчика может изучать функциональные возможности и веб-интерфейсы новых сервисов, повышать собственные компетенции и навыки создания шаблонов ВМ и обеспечивать гибкость использования ресурсов.
Мнение заказчика
ИТ-директор ООО «Технопарк»