Опыт облачного провайдера «Rusonyx»

Как успешно мигрировать с зарубежного решения на отечественный биллинг от ISPsystem

О заказчике

Компания Rusonyx основана в 2001 году и специализируется на предоставлении услуг хостинга и облачных ресурсов, а также продаже SSL-сертификатов и программного обеспечения 1C-Битрикс, CGP и дополнений к ним. Является российским локальным интернет-регистратором (Local Internet Registry, LIR), занимается распределением адресного IP-пространства пользователям сетей и оказанием сопутствующих регистрационных услуг. Размещает ИТ-ресурсы в одном из крупнейших дата-центров в России DataPro, имеющего сертификацию на соответствие уровню Tier III по классификации Uptime Institute.

С апреля 2024-го года входит в состав «Группы Астра».

Среди ключевых клиентов Rusonyx — театр «Московская оперетта», «Сибур», КамАЗ, Sixt, Suzuki, «Артикул Медиа», интернет-магазин my-shop.ru и другие.

Исходные данные до начала проекта

Для автоматизации выдачи готовых сервисов и управления услугами заказчик долгое время использовал биллинг от бренда Odin, входящий в портфель решений Parallels Holdings Limited.

После присоединения к Rusonyx провайдеров «ВДЦ Караван», «Зенон Н.С.П» и «Инфобокс» используемых в проектах биллинговых платформ стало несколько. Помимо платформы Odin, выдача и продажа услуг шла через кастомный биллинг, а также платформу BILLmanager от ISPsystem. 

А вот в качестве софта для предоставления услуг виртуального дата-центра заказчик изначально использовал систему виртуализации Virtuozzo с оркестратором Flexiant Cloud Orchestrator. Стек работал в связке с платформой BILLmanager через самописный модуль-обработчик, интегрированный по API, который среди прочего создавал клиентские тенанты, собирал статистику потребления, позволял переходить в панель управления услугой, отвечал за остановку и удаление клиентской инфраструктуры.

 

В 2022 году у заказчика назрела необходимость:

  • В смене привычного технологического стека «платформа виртуализации + оркестратор» на более эффективный и современный — устаревший стек не отвечал запросам на гибкое предоставление облачных сервисов, а также оперативного внесения обновлений в версии продуктов и должной поддержки на территории РФ;
  • в бесшовной миграции клиентских данных в рамках нового «облачного» стека на единый биллинг — устаревший стек не предполагал переноса данных без сетапа на новом облаке.

По итогу анализа рынка платформ для создания инфраструктурных облачных сервисов и облачных хранилищ решение было отдано в пользу непроприетарного софта: виртуализации на основе KVM и комплекса проектов OpenStack. 

Такой технологический стек позволил заказчику масштабироваться в рамках предоставления облачных услуг и при этом сохранить бизнес-логику по части биллинга — платформа BILLmanager имеет открытый API для взаимодействия со сторонними системами, в том числе с OpenStack и KVM. 

Кроме того, BILLmanager уже использовался в проектах заказчика с предыдущим стеком виртуализации как одна из биллинговых платформ, поэтому миграция клиентских данных на него при консолидации услуг была оптимальным решением с точки зрения бесшовности, оперативности и минимальных изменений для самих пользователей.

Проблематика

  1. Биллинговые платформы части провайдеров, присоединившихся к Rusonyx, не поддерживали интеграцию с OpenStack, хотя это решение в паре с гипервизором KVM заказчик использовал как основу для реализации облачной среды по типу Infrastructure as a Service (IaaS).
  2. Одновременная работа в разных биллингах разных юридических лиц с разными клиентскими данными влекла за собой дополнительные ресурсозатраты, а также осложняла оптимизацию бизнес-процессов и автоматизацию выдачи сервисов.
  3. Использование биллинга Odin от Parallels стало невозможным ввиду остановки развития и поддержки платформы производителем на территории России.

Цель и задачи проекта

Цель — запустить проект по переходу на активно развивающееся биллинговое решение на отечественном рынке, которое позволит:

 

  • Бесшовно мигрировать и объединить базы данных всех провайдеров в единую систему.
  • Продолжить выдавать сервисы клиентам в автоматическом режиме без простоев в работе.
  • Управлять услугами из единого окна.
  • Гибко кастомизировать функциональные возможности платформы под индивидуальные задачи провайдера.
  • Гибко масштабировать услуги, в том числе за счет интеграции новых программных продуктов.

Реализация проекта

В качестве единого решения по автоматизации продаж и управления услугами в проекте используется биллинговая платформа BILLmanager от ISPsystem.

 

 

Решение покрывает большинство существующих задач в сфере хостинга и обеспечивает провайдера всем пулом необходимых инструментов для:

 

  • Автоматизации выдачи и продажи VPS/VDS, shared hosting, IaaS;
  • увеличения среднего чека за счет реализации сопровождающих услуг (выдача и продажа доменов, сертификатов, лицензий, систем бэкапирования, аренды серверов);
  • приема и контроля платежей, интеграции с сервисами эквайринга;
  • тарификации по различным схемам (за гарантированные ресурсы, по статистике потребления и другие);
  • работы в кастомизированном под брендинг компании-заказчика личном кабинете клиента с возможностью заказывать услуги, управлять ими, общаться с поддержкой;
  • маркетинговых инструментов: уведомлений, рассылок, промоакций;
  • встроенной системой поддержки и тикетов (уведомления и FAQ);
  • инструментов для построения аналитических отчетов.

Платформа имеет готовые модули интеграций с различными оркестраторами облачных и VPS-решений, а также позволяет подключать к себе внешние оркестраторы услуг, используя механизм создания модулей-обработчиков. 

Кроме того, платформа предлагает облачному провайдеру полный набор возможностей, необходимых для продажи услуг и может быть гибко настроена под конкретный проект с использованием открытого API.

С учетом индивидуальных потребностей заказчика может быть реализована гибкая кастомизация решения — брендирование веб-интерфейса, доработка функциональных возможностей с помощью плагинов и внешних надстроек.

Галерея интерфейса

Особенности платформы BILLmanager в проекте

Возможность гибкой надстройкиВозможность гибкой надстройки

Доработка платформы возможна как с помощью собственной разработки, так и с использованием готовых плагинов и модулей. Это существенно расширяет ее возможности и позволяет «заточить» под используемую в проекте бизнес-логику. 

Для реализации необходимого пользовательского опыта и гибкости по расширению пула функциональностей заказчик разработал собственную версию ЛК клиента и интегрировал за счет открытого API кастомную панель управления с системой BILLmanager.

Функциональные возможности биллинговой платформы на текущий момент позволяют оформить личный кабинет клиента исходя из брендбука заказчика, причем без дополнительных затрат на разработку визуального стиля. 

Техническая же составляющая личного кабинета использует возможности платформы BILLmanager.

МультимодульностьМультимодульность

Особенностью биллинговой платформы BILLmanager является возможность подключать практически любые программные продукты за счет модулей-обработчиков.

Платформа имеет готовые модули интеграций и постоянно наращивает и расширяет этот пул, а также позволяет реализовывать самописные варианты. 

Так, для управления гибкой облачной средой заказчик разработал собственный модуль интеграции с OpenStack, хотя готовый модуль уже есть и в коробочном варианте BILLmanager. 

«Общение» модуля с биллингом происходит по API: BILLmanager получает запросы и обрабатывает их в своем бэкенде, отправляя задачи на создание сервиса в соответствующий софт, а клиент получает нужные ему сервисы уже на фронтенде заказчика из ЛК. Далее, после оформления услуги, биллинг производит расчеты и управляет сервисами с точки зрения подписки. 

Модуль интеграции с OpenStack, разработанный командой Rusonyx, позволяет автоматизировать операции по выдаче всех сервисов, включая собственные разработки на основе OpenStack, а также гибко тарифицировать необходимые ресурсы в облачной инфраструктуре за актуальное использование.

Бесшовная миграция клиентских данныхБесшовная миграция клиентских данных

К моменту запуска проекта Rusonyx уже обладал большой базой клиентов, пользующихся услугами виртуального хостинга и VPS — их данные и подписки необходимо было перенести со старой системы биллинга в BILLmanager.

По окончании разработки и тестирования команда Rusonyx смогла успешно реализовать процесс бесшовной миграции в биллинговую платформу от ISPsystem.

Биллинг в проекте — центр учета данных о клиенте, финансах и облачных услугах. Он решает несколько основных задач:

  • Хранение всех данных о клиентах, которые регистрируются в системе — какие услуги и в каком объеме используют;
  • настройка тарификации, пакетов услуг и их стоимости;
  • ведение полного биллингового цикла;
  • предоставление маркетинговых инструментов, например, создание скидок и продажа сертификатов.

BILLmanager дает возможность контролировать и управлять ресурсами по принципу единого портала; создавать различные схемы продажи услуг: по статистике потребления (pay-as-you-go), за выделенные ресурсы (аllocation pool) или их комбинации.

Тикетная системаТикетная система

В BILLmanager есть центр поддержки клиентов, который содержит инструменты, помогающие повысить скорость реагирования на запросы, снизить нагрузку на отдел технической поддержки и защититься от неправомерных действий клиентов.

Команда заказчика активно использует тикетную систему биллинга: фронт «нарисован» отдельно, а вот сотрудники работают в тикетах «провайдерской» части платформы.

При этом заказчик гибко доработал функциональность заполнения формы обратной связи клиентов с помощью дополнительного модуля — теперь, помимо классических «лайков» и «дизлайков», у клиента есть возможность оставить расширенный комментарий, что именно его не устроило в работе с теми или иными услугами.

Маркетинговые инструментыМаркетинговые инструменты

В платформе есть встроенные инструменты маркетинга, которые заказчик активно использует для создания промо-акций, назначения клиентам персональных скидок или индивидуальных цен, а также продвижения услуг с помощью email-маркетинга. 

В планах — полноценное внедрение BI-системы биллинга. Пока, в силу технических особенностей проекта, ее использование ограничено.

Итоги и планы

Платформа BILLmanager позволила из коробки закрыть большинство задач в сфере облачного хостинга, а также консолидировать в едином окне услуги всех провайдеров, входящих в состав Rusonyx. С помощью плагинов и внешних надстроек заказчик сумел гибко доработать функциональные возможности платформы под индивидуальные задачи бизнеса.

Опыт в реализации проекта интеграции биллинга с OpenStack команда заказчика планирует активно использовать в консалтинговых проектах для клиентов Rusonyx, где требуется развертывание, настройка и интеграция BILLmanager с различными системами для автоматизации процесса тарификации услуг.

Мнение заказчика

Максим Балыкин

«Благодаря гибкости платформы BILLmanager мы смогли решить проблему консолидации различных типов сервисов нескольких провайдеров в единую систему и оптимизировать затраты на обслуживание множества биллинговых услуг. И хотя неординарность наших проектов зачастую вызывает сложности в работе с платформой — команда ISPsystem никогда не бросает нас наедине с проблемой, даже если это выходит за рамки оказываемой нам поддержки»

Максим Балыкин
Технический директор Rusonyx